Как не ошибиться с выбором лодочного мотора?

Выбор лодочного мотора зависит от условий его эксплуатации, а они могут быть неодинаковыми. Двигатель может устанавливаться на рыбацкой лодке,на небольшом катере для водных перемещений или даже на яхте. Соответственно, моторы для разных плавучих средств понадобятся с различными техническими характеристиками.

lodochniy-motor

Как выбрать лодочный мотор

В первую очередь лодочный мотор выбирается по мощности. Подбирают его, руководствуясь параметрами лодки или катера. Мощность устанавливаемого двигателя должна быть чуть меньше максимально допустимого показателя, обозначенного в технических условиях плавучего средства – слишком слабый двигатель не справится с управлением судна, превышение нормы приведет к перегрузке.

Моторы различаются по управлению. По запуску могут быть с ручным запуском (ручной стартер) и электрическим, по управлению движением плавучего средства – с румпелем или дистанционным приводом.

При выборе двигателя также обращают внимание:

  • на количество цилиндров;
  • тип (двухтактный или четырехтактный);
  • по длине дейдвуда («ноги» мотора);
  • на тип зажигания (контактное или электронное).

Производитель

Большое значение имеет выбор производителя. Среди них есть такие известные фирмы, как Сузуки, Ямаха, Тохатцу (Ниссан), Меркурий, Хонда. В последнее время появилось много различных двигателей китайского производства.

Среди отечественных лодочных моторов следует отметить модели:

  • «Ветерок» ульяновского завода;
  • самарский «Вихрь»;
  • моторы «Салют» и «Нептун» московского завода.

Пожалуй, Хонда занимает лидирующие позиции в производстве лодочных моторов. Качество и надежность продукции этой марки находится на очень высоком уровне.

Отечественные двигатели привлекают довольно низкой ценой. К сожалению, других преимуществ у них практически нет. Надежность самих агрегатов и запасных частей к ним оставляет желать лучшего.

Мощность

Приблизительно моторы по лодочные мощности можно классифицировать следующим образом:

  • от 2 до 6 лошадиных сил – для небольших лодок, движущихся на небольшой скорости;
  • от 8 до 15 л.с. – хорошо подходят на лодки длиной 3–3,5 м, можно передвигаться на значительные расстояния;
  • свыше 20 л.с. – позволяют быстро передвигаться по водоему,рассчитаны на перевозку большого груза.

2-6 л.с.

Такие двигатели развивают скорость судна от 5 до 10 км/час. Они рассчитаны на плавание по небольшим озерам или спокойным рекам. Следует отметить, что эксплуатация мотора слишком малой мощности в некоторых случаях небезопасно – увесистую лодку под действием ветра может сносить.

Как правило, моторы имеют следующие характерные отличия:

  • количество цилиндров – 1;
  • тип – двухтактный и четырехтактный (но чаще двухтактный);
  • топливный бак встроенный;
  • защита гребного винта шпоночного типа;
  • небольшой вес.

С маломощным двигателем (от 2 до 6 л.с.) лодка вряд ли сможет выйти в режим глиссирования (глиссирование – это способность лодки при движении подниматься над водой, и лодка движется почти параллельно поверхности водного пространства). Длительная работа на полном газу способствует быстрому износу маломощного агрегата, а холостые обороты очень нестабильны из-за того, что работает один цилиндр.

Плюсом моторов до 5 л.с. является то, что на плавучих средствах можно передвигаться, не имея удостоверения на право управления.

8-15 л.с.

С такими моторами лодка уже может выходить на глиссирование. Потребление топлива может доходить до 6 литров в час на больших нагрузках, в режиме троллинга (метод рыбной ловли) расход существенно меньше.

Такие двигатели характеризуются:

  • наличием двух цилиндров;
  • ручным управлением газа;
  • весом от 25 до 55 кг;
  • довольно высокой стоимостью относительно самых слабосильных агрегатов;
  • обеспечивают скорость движения лодки или катера от 3 до 30 км/ч (одновременно есть возможность троллингаи глиссирования);
  • управляются с помощью румпеля.

Более 20 л.с.

Такие двигатели не пользуются слишком большой популярностью у рыбаков в силу их низкой экономичности, но для катеров и яхт такие агрегаты будут в самый раз. С мощным мотором трудно осуществить троллинг, зато можно обеспечить катание на водных лыжах.

Моторы нередко имеют:

Вес самого легкого 20-сильного мотора не менее 45 кг, но обычно они еще тяжелее. Цена импортного двигателя начинается от 80 000 рублей.

Двухтактный или четырехтактный мотор

У каждого из этих типов есть свои преимущества и недостатки. Но для мощных двигателей четырехтактный вариант более предпочтителен.

Двухтактный мотор

  • потребляет больше топлива (где-то процентов на 20 по сравнению с 4-тактным);
  • для его работы требуется смешивание топлива и бензина;
  • на так ровно работает, как 4-тактный;
  • более шумный.

Четырехтактный мотор

  • обладает лучшим ресурсом и реже нуждается в ремонте;
  • резвее набирает обороты;
  • стабильнее работает на холостых оборотах;
  • не очень требователен к качеству топлива.

Несмотря на ряд преимуществ 4-тактного двигателя, 2-тактный более интересен при передвижениях на небольшие расстояния. Затем, двухтактные моторы имеют более низкую стоимость и относительно небольшой вес.

Фиксация двигателя

От установки мотора на транец лодки зависит, как он будет вести себя в различных условиях. При слишком высокой посадке двигатель может захватывать лопастями воздух, при слишком низком расположении возрастает сопротивление движению лодки.

Установку производят на транец струбцинами, но при этом все равно есть свободный ход – мотор можно опускать и поднимать. Жесткая фиксация приводит к тому, что при наезде на препятствие двигатель можно повредить. Поэтому установку производят так, чтобы при наезде на препятствие двигатель мог опрокидываться.

Уровни наклона двигателя

Мотор должен крепиться на транце обязательно по центру, а зажимы при этом завернуты до упора. Важно правильно выбрать угол наклона мотора, его неправильная установка повышает сопротивление движению и снижает мощность.

Угол наклона проверяют на скорости, соответствующей среднему значению. При этом учитывается дифферент лодки (наклон относительно поверхности воды). Правильным считается дифферент, если в состоянии неподвижности плавучего средства нос будет поднят на 3–5 градусов. Высоко задранный нос может привести к опрокидыванию лодки,низкий угол повышает нагрузку на мотор, теряется управляемость.

Рейтинг популярных лодочных моторов с ценами

Среди всех производителей лодочных моторов лучше всех себя зарекомендовали марки:

  • Honda;
  • Suzuki;
  • Yamaha;
  • Mercury;
  • Tohatsu.
При сравнении 15-сильных двигателей лучшие показатели по всем параметрам показала Хонда,немногим ей уступают двигатели Suzuki и Mercury. Но среди всех моделей Honda BF-15 оказалась и самой дорогой (около 150 000 рублей).

Средние цены на другие марки 15 сильных двигателей:

  • Suzuki DF-15 – около 130 тыс.руб.;
  • Tohatsu M15D2 S –95 тыс. руб.;
  • Mercury 15m – 95 тыс.руб.;
  • Yamaha 15FMHS– 100 тыс.руб.

Ямаха

Компания YAMAHA MOTOR является крупнейшим мировым производителем моторов для лодок. Она выпускает двигатели разной мощности начиная с 2 л.с. и заканчивая 250 л.с. Компания дает гарантию 2 года на всю выпускаемую продукцию.

Лодочный мотор Ямаха

Сузуки

Лодочные моторы фирмы Suzuki отличаются великолепными эксплуатационными характеристиками и надежным качеством. Компания пользуется самыми современными технологиями в разработке своей продукции. Наиболее популярными стали модели лодочных моторов мощностью от 9,9 и до 40 л.с.

Лодочный мотор Сузуки

Тохатсу

Фирма Tohatsu на рынке бензиновых двигателей существует с 1922 года, первый лодочный мотор корпорация выпустила в 1956 году. Продукция компании отличается безупречным качеством. Моторы Tohatsu по праву считаются одними из самых экологически чистых в мире.

Лодочный мотор Тохатсу

Меркурий

Американская корпорация MercuryMarine удерживает ведущие позиции в области производства лодочных моторов. Двигатели Mercury бесшумны, экономичны и легки в управлении. Продукция компании соответствует всем требованиям мировых стандартов.

Лодочный мотор Меркурий

Какой лодочный мотор выбрать из китайских

Среди китайской продукции выбор не так прост, тем более, что лодочные моторы китайского производства отличаются должным качеством. При выборе двигателя следует руководствоваться наличием сервиса по ремонту и обслуживанию моторов. В частности, у компании SIA-PRO в России такой сервис имеется. Также следует отметить неплохое качество продукции фирм Parsun,Trollи Hondex (HDX).

Общие советы

Для того чтобы не возникало проблем при эксплуатации лодочного мотора, стоит придерживаться ряда правил:

  • Не стоит проверять работоспособность мотора на постоянном полном газу тем более по густой траве и камням на мелководье. Такие поездки могут закончиться повреждением гребного вала или выходом из строя редуктора.
  • Смесь бензина с маслом должна быть в нужной пропорции. Нарушение пропорции приводит к выходу из строя деталей топливной системы.
  • Нужно во время менять свечи, руководствуясь заводскими нормами. В запасе неплохо всегда иметь пару свечей.
  • Необходимо регулярно проверять наличие струи в контрольном отверстии охлаждающей системы во избежание перегрева мотора.
  • Необходимо иметь с собой запасные шпонки. При обрыве шпонки ее можно будет заменить в пути и двигаться дальше.

Следует не забывать, что на воде обстоятельства складываются несколько по иному, чем на автомобильной дороге. Может так получиться, что рядом никого не окажется и помочь будет некому.

Статья была полезна?
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
0,00 (оценок: 0)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 1
  1. Юрий

    А чего винт такой маленький? Или это как раз для скорости в 5-10 км, чтобы не дай бог не побить Олимпийский рекорд :) А ещё прикольный вес у тех моторов, в которых 20 лошадок – 45 кг. Сама лодка весит от силы килограмм 10 и моторище к ней на полцентнера. Вот так повесишь на это плавсредство моторчик и оно быстро поплывёт. Топориком. Со скоростью 5-10 км/ч. С криками “буль-буль” :)

Добавить комментарий