Многие обладатели надувных лодок не раз задумывались об установке на свои судна электрического мотора. Бесшумность, столь ценимая при ловле на спокойной воде, в сочетании с высокой маневренностью снискали добрую славу электромоторам у многих рыболовов.
- Что представляет собой лодочный электромотор ↓
- Преимущества и недостатки ↓
- Электромоторы для надувных лодок – цены ↓
- Как выбрать электромоторы для надувных лодок ↓
- Системы управления ↓
- Советы по использованию электромоторов на лодках ↓
- Как правильно установить электромотор на надувную лодку ↓
- Электромотор для лодки своими руками ↓
- Итоги, блиц-советы ↓
Данный тип двигателей сильно выручает при ловле щуки, окуня, жереха, подходя к ним максимально мягко, не поднимая лишних волн, в отличии от гребли веслами. Надувная лодка в сочетании с электромотором идеально подходит для озер, прудов, заливов, малых рек. Немаловажным фактором, является экономия на бензине, а также легкость в обслуживании.
Что представляет собой лодочный электромотор
Давайте взглянем на конструкцию лодочного электромотора, она состоит из:
- Винта с двигателем, который, собственно, и задает движение и тягу. На многие современные модели ставится система, выравнивающая скачки при переходе с маленькой передачи на высокую. Технология обеспечивает плавные обороты винта, защищая аккумулятор от перегруза.
Струбцины
- Штанги, на которую крепится движок. Её высота регулируется и обеспечивает легкое прохождение на мели.
- Струбцины, скрепляющие мотор с транцем лодки.
- Подвижного румпеля, позволяющего выбирать направление движения лодки.
- Панели управления, через которую регулируется скорость, либо включается задний ход.
При этом двигатель состоит из:
- прочной композитной трубы;
- обтекателя редуктора;
- мотора и закрепленного на его вал гребного винта.
Разные компании выпускают модели винтов с различным размерами и количеством лопастей. Популярными считаются винты с двумя лопастями. Они не цепляют водоросли и ил, хотя периодически очищать их от травы все же необходимо.
Помимо этого, от глубины погружения винта, зависит мощность работы двигателя. Чем винт глубже, тем эффективнее мощность, но здесь появляется вероятность повреждения винта о дно.
Преимущества и недостатки
Несмотря на ряд очевидных плюсов электромоторов, некоторые любители рыбалки до сих пор, не воспринимают их серьезно. В основном так думают владельцы крупных моторных лодок с бензиновым движком.
Тем не менее, электрический мотор обладает рядом преимуществ:
- Легкость в эксплуатации. Уход за агрегатом прост и дешев. Необходимость в смазке практически отсутствует. Также не требуется подготавливать мотор к хранению на зиму.
- Цена. Электромотор стоит относительно дешево и работает от аккумулятора не требуя постоянных затрат на топливо. Аккумулятор придется покупать отдельно. При этом цена комплекта, все же значительно ниже бензинового двигателя
- Бесшумность. Одно из самых главных преимуществ для любителей умиротворенного отдыха. Лодка без труда может зайти в самые мелкие водоемы, не создав лишнего шума и волн. Идеально подходит для ловли «на дорожку».
- Хождение на мелководье.
- Удобное управление, не требующего большого опыта и мобильность. Двигатель запускается за секунду, а передачи переключаются быстро.
- Возможность троллинга на скорости 3 км/ч.
- При спокойном ветре может заменить якорь.
- Вес самого мотора, редко переваливающий за 9 кг. Некрупные габариты вполне позволяют уместить агрегат в багажнике машины.
- Индикатор заряда батареи. Аккумулятор заряжается относительно быстро, однако зарядку нужно планировать заранее.
- Экологичность. Электричество не загрязняет окружающую среду, в то время как бензиновые моторы запрещены на некоторых водоемах.
При всех плюсах, электромотор имеет и некоторые минусы:
- В первую очередь необходимость покупки тягового аккумулятора. Необходим тяговый аккумулятор, автомобильный не годится, в силу того, что требуются постоянная поддержка напряжения, а не единичные импульсы.
- Вес аккумуляторной батареи может достигать 30кг. Размер батареи зависит от длины лодки. Если лодка меньше пяти метров годятся 12 и 24 вольтные модели, с весом примерно 20 кг. При длине судна более пяти метров нужны 36 вольтные АКБ.
- Зависимость от погоды. При сильных волнах появляется вероятность сильно «замочить» батарею. Сюда же относится сильный ветер, уменьшающий эффективность работы электромотора.
- Малая скорость движения. При загрузке в 250 кг максимальная скорость средней электромоторной лодки против ветра достигает 5 км/ч. Наибольшей скоростью при минимуме нагрузки для лодок длиной больше 8 метров может стать 12-15 км/ч. Для лодок меньше 8 метров, то есть для большинства, этот показатель понижается до 7-10 км/ч.
- Время непрерывной работы аккумулятора 100 А/ч на максимальной скорости в среднем составляет 2 часа, а пройденное расстояние 10-12 километров. То есть порыбачить на электромоторе, в среднем удастся не более 2 дней. Правда, всегда можно взять второй аккумулятор, но это ударит по весу судна.
Данные недостатки, однако, являются, скорее, некими техническими ограничителями. Если у владельца лодки имеется возможность для постоянной зарядки АКБ, данный тип моторов является идеальным средством для ловли рыбы не только в небольших водоемах, но и в крупных реках и даже морях.
Электромоторы для надувных лодок – цены
Цена на электромотор напрямую зависит от его мощности, которую измеряют в тягах и обозначают в фунтах(lbs). Тяговое усилие получается из максимальной массы, которую способен толкнуть двигатель при максимальных оборотах. Для отечественного покупателя многие магазины все же переводят фунтовую тягу (lbs) в привычные лошадиные силы (л.с.) или, по крайней мере, в кг.
В целом цены на электромоторы можно поделить на 3 сегмента:
- До 10 тыс. руб. Моторы начальной категории с тягой не более 35 lbs (0,5 л.с.). Такие модели редко имеют плавное переключение скоростей. При этом имеют индикатор уровня заряда и потребляют 12в.
- От 10 тыс. руб. до 40 тыс. руб. Большинство моделей на рынке входят в эту ценовую нишу. Их мощность примерно равна 0,7 л.с. Они оснащены плавным переключением передач имеют цифровые вольтметры и повышенный порог максимально потребляемого тока. Также здесь встречается ножная система управления и телескопический румпель.
- От 40 тыс. руб. до 300 тыс. руб. за самые топовые модели. Профессиональные моторы, сделанные из самых лучших материалов, способные тянуть самые большие лодки. Их мощность может достигать 3 л.с. Имеют функции автопилота и управление через педали или пульт. Усовершенствованные винты, встроенные сонары – все это обеспечивает максимальный комфорт, но и требует существенных затрат.
Лучшими фирмами, производящими электромоторы сегодня являются:
- Minn Kota.
- Flover.
- Haswing.
- WaterSnake.
Отдельного слова заслуживает аккумуляторная батарея.
Изначально, аккумуляторы делятся на:
- стартовые, подающие мгновенные импульсы тока, не способные работать длительно;
- тяговые, применяемые для лодок, тяговые работают долго и не выходят из строя даже при полном разряжении.
Из характеристик здесь можно отметить:
- емкость аккумулятора, измеряемую в А/ч, зависящую от мощности мотора;
- мощность аккумулятора в вольтах, влияющую на эффективность работы двигателя.
Стоимость тяговых аккумуляторов варьируется от 1500 руб. за самые простенькие и до 30 тыс. руб. за дорогие гелиевые модели.
Как выбрать электромоторы для надувных лодок
Говоря о мощности мотора, следует учитывать размер имеющегося плавсредства:
- лодкам длиной до 3 метров и максимальным весом 500 кг подойдут моторы с тягой 30 lbs или 0,4 л.с.;
- лодкам от 3 до 4 метров и максимальным весом до 900 кг необходимы моторы не меньше 40 lbs;
- для суден длиной от 4 метров и грузоподъемностью более 1000 кг нужны самые мощные электромоторы в 50 lbs и выше.
Также выбирая мотор, вы должны планировать, время его работы без подзарядки:
- аккумуляторы емкостью до 75 А/ч способны питать мотор 1 день и пройти не более 12 км на 5 передачи, и 22 км на первой;
- аккумуляторы имеющие объем 100 А/ч продержат судно на плаву около 2 дней и способны пройти до 26 км на первой передаче;
- емкость выше 100 А/ч используется не так часто, в силу громадного веса (до 50 кг) высокой стоимости и требования специального зарядного устройства.
Системы управления
Для лодочных электромоторов доступны три системы управления:
- Управление посредством румпеля называется ручным и не отличается от управления обычными моторами на бензине. Переключает скорость поворот ручки румпеля, а направление меняется перемещением всей его конструкции. Данный способ управления удобен тем, что винт всегда «под рукой» и в случае чего, его можно оперативно поднять.
- Педальное управление осуществляется ногами. Нажатием на педаль регулируется выбор передачи, направление и даже повороты. Данный способ управления особенно удобен спиннингистам.
- Дорогие модели оснащены дополнительно пультом, правда, данный способ управления целесообразен для особенно больших лодок.
Советы по использованию электромоторов на лодках
- Если аппарат не оснащен плавным регулятором переключения скоростей, то менять передачи следует мягко и по порядку. Помимо вреда самому мотору, урон наносится и по аккумулятору. Тяговый аккумулятор не любит скачков в напряжении.
- Правильно распределяйте вес на судне. Мотору гораздо легче тянуть лодку, поэтому расположить его можно на носу, хоть это и требует дополнительного тюнинга. Основные тяжести расположить следует равномерно посередине судна. Это поможет легко контролировать повороты.
- Самая предпочтительная скорость – третья. На ней максимально экономится аккумулятор, плюс с неё удобно плавно переключаться.
- Следите за глубиной винта. Если в воде есть сети браконьеров, поднимите штангу повыше.
- Периодически чистите винт от посторонних предметов.
- Не забывайте менять щетки.
- Раз в сезон просушивайте и смазывайте движок.
Как правильно установить электромотор на надувную лодку
Подвесной мотор поставить на лодку может запросто каждый.
В основном, на надувные лодки моторы вешаются:
- На транец. Правда, здесь, каждый мотор имеет свой предпочтительный вариант крепления.
- На уже установленный мотор. Такой вариант популярен, когда электромотор используется в роли дополнительного двигателя.
- Также возможно крепление на нос. Тут владельцу лодки может потребоваться небольшая кастомизация.
Электромотор для лодки своими руками
Теоретически хороший мотор можно собрать и вручную. Тем, кому не по карману дорогостоящие агрегаты всегда могут попробовать сделать движок для своей лодки самостоятельно. Для этого нужны прямые руки, хорошие инструменты и конечно желание.
Требуется:
- Электрический мотор. Народный ум додумался брать моторы даже из дрели. Здесь важно, чтобы «вольтаж» мотора совпадал с аккумулятором.
- Собственно источник питания – аккумулятор. Как уже было отмечено, щелочные АКБ не годятся для данной цели.
- Винт, который можно снять с неработающего мотора или сделать самому из металла.
- Редукторы, которые можно взять например от сломанной болгарки.
- Трубка для самой конструкции.
- Рулевая колонка.
- Струбцины, крепящие мотор с рулем и лодкой.
Итоги, блиц-советы
Итак, выбирая электромотор, владелец лодки получает легкое и удобное приспособление для ловли пугливой рыбы, хорошего спиннинга и троллинга. Приемлемая цена в сочетании с легкостью в обслуживании делают электромоторы желанным аппаратом на многих суднах.
Время рыбалки в 2 дня, которое можно провести в экологически чистых водоемах оценили многие любители бестревожного отдыха. А постоянно развивающиеся технологии, со временем позволят увеличить это время еще.